• 25 марта 2010 Бизнес

    Мошенники на голубом экране

Управления по борьбе с экономическими преступлениями заинтересовалось ночными телевикторинами, которые транслируются на российском телевидении. Так, 24 марта в отношении руководства телевикторины «Спортмания», выходившей на канале 7ТВ, было возбуждено уголовное дел. По данным следствия, они создали мошенническую схему, из-за которой попытки зрителей дозвониться в студию и выиграть денежный приз оказывались безуспешными. Зрителям предлагалось отгадать слово, за что им обещали приз в 3 тыс. рублей. Однако ни один телезритель так и не смог попасть в эфир, и к тому же лишался своего баланса на телефоне.

Такие схемы мошенничества известны уже давно, но с каждым годом телевикторин становится меньше. Напомним, что в 2007 году против РЕН ТВ, ТВ3 и ТНТ подавались иски с требованием признать интерактивные игры, проводящиеся на этих каналах, азартными и прекратить трансляцию телевикторин. В тот раз удалось снять с эфира все викторины.

Какие бывают викторины

Все телевикторины можно разделить на 4 категории. Первая — индивидуальные телевикторины. Победителям является самый эрудированный участник, например, передача «Своя игра», «Поле чудес». Вторая категория — командные телевикторины. Команда совещается и один из игроков дает ответ. Самая знаменитая командная игра «Что? Где? Когда?». К третей категории относят специализированные телевикторины, например, передача «Самый умный» на СТС. А вот интерактивные викторины для телезрителей относят к четвертой категории, самой соблазнительной и азартной.

На сегодняшний день викторины — самые «рейтинговые» передачи. Их аудитория может достигать 20-30% от общего количества зрителей телеканала.

Как это работает

Схема работы викторины проста. Телезритель звонит по указанному номеру, звонок переадресовывается на компьютер, где автоответчик просит подождать. Одновременно на этот номер звонят сотни таких же телезрителей. Отметим, что в зависимости от емкости, линия может одновременно принимать до 5 тыс. звонков. Далее компьютер делит всех абонентов на группы по 100 человек, потом из этих групп выбирается по одному человеку, из них формируют очередную группу, и так далее, пока не остается один счастливчик. В течение одной викторины в эфир дозваниваются около 7-10 участников.

Точную цифру доходов от интерактивных викторин никто не знает. Но можно просчитать приблизительную сумму. В среднем «интеллектуальная игра» идет 30 минут, линия принимает 5 тысяч звонков в минуту. Получается, в среднем за передачу поступает 150 тысяч звонков. Если учесть, что звонок стоит 50-60 руб., то набегает уже 7,5-9 млн руб.  Их делят между собой оператор, который предоставляет номер (40%), организатор этого бизнеса (30%) и телеканал (забирает 30% прибыли).

Оперативники предполагают, что между организаторами викторины и сотовыми операторами может быть сговор, ведь именно операторы списывают деньги со счетов абонентов. Но как говорят операторы, они являются лишь техническим партнером, регистрирующим номер.

Ранее старший специалист по внешним коммуникациям СЗФ «ВымпелКом» Марианна Янкова отмечала, что принцип работы оператора  с контент-провайдерами легален и предельно понятен. «Мы заключаем договоры на определенных условиях, — говорит она. — В них строго регламентированы правила – не спамить, не использовать иную тарификацию, кроме оговоренной. При нарушении этих пунктов мы контент-провайдеров штрафуем. В некоторых случаях — отлеживаем нечистого на руку субподрядчика».

Как говорит управляющий партнер Северо-западного Юридического центра Владимир Комаров, на данный момент законодательством прямо не установлено, что проведение телевикторин относится к азартным играм, а их транслирование является незаконным. «В связи с этим никакой ответственности за это не предусмотрено, — отмечает он. — Организация и проведение телевикторин обеспечиваются мощной юридической поддержкой, позволяющей совершать данные действия в рамках закона».

По словам юриста, телезрителям сообщаются минимально необходимые правила викторины, сообщается о платности звонка, предоставляется возможность ознакомиться со всеми правилами или на интернет-сайте или путем платного звонка. «Это делает невозможным предъявление претензий к организатору, — рассказывает г-н Комаров. — Для того, чтобы не стать жертвой подобных обстоятельств, следует объективно оценивать вероятность своего выигрыша и помнить о неизбежных затратах на звонок».

Кто играет

По данным аналитической компании TNS Gallup Media, основная аудитория подобных передач это подростки, малообеспеченные и пожилые люди. Однако психолог Андрей Локиев отмечает, что участие в телевикторинах ни как не связано с социальным статусом и имущественным положением.

По словам психолога, все телевикторины — это подвид азартных игр, а тех, кто в них играет, можно разделить на две категории — игроки и болельщики. «Игроки – более агрессивные люди, они переживают свое соучастие с теми, кто непосредственно играет, и участие для них просто игра, — рассказывает он. – Болельщики, в свою очередь, — это люди, которым не хватает собственной мнимости. Поэтому они себя идентифицируют с участниками и начинают им подражать. Они даже могут звонить эфир, не имея средств или же растрачивая последние деньги».

К тому же г-н Локиев добавляет, что на его практики были случаи, когда обращались жены состоятельных людей. «Ведь смысл привлечения человека прост, — отмечает он. — В какой то момент люди начинают считать, что они очень умные, начинают дозваниваться и тратят 20-30 тысяч руб. Им просто хочется победить любой ценой».

Советы телезрителям-полуночникам: перед тем как звонить в эфир телевикторины, внимательно ознакомитесь с бегущей строкой, где написаны все расценки. Если устраивают расценки, то лучше всего звоните со стационарного телефона – тогда не будет взиматься дополнительная плата за соединение. Но лучше всего глубоко вздохнуть, переключить канал или же лечь спать.

(Visited 1 times, 1 visits today)

Бизнес

У партнёров